Монолитное строительство Нулевой цикл, земляные работы Снос зданий, демонтаж Инженерные сети, коммуникации Общестроительные услуги Благоустройство,
экологические услуги

Порядок обращения с опасными отходами

Перечень нормативных документов

 

• Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.)

• Распоряжение Администрации Санкт-Петербурга от 15 мая 2003 г. N 1112-ра "Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге"

• Постановление Губернатора Мурманской области от 21 апреля 2000 г. N 165-ПЗ "О порядке сбора, утилизации металлической ртути, отработанных ртутьсодержащих ламп, приборов с ртутным заполнением и обеспечения работ по демеркуризации"

• Постановление Главы администрации (губернатора) Калининградской области от 31 января 2000 г. N 38 "О региональном плане действий по охране окружающей среды Калининградской области"

• Постановление Администрации Псковской области от 9 декабря 1999 г. N 354 "О государственной экспертизе в области защиты населения и территории Псковской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

• Приказ МПР РФ от 9 июля 2003 г. N 575 "Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке материалов представляемых на Государственную экологическую экспертизу"

• Приказ МПР РФ от 18 декабря 2002 г. N 868 "Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами"

• Распоряжение МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 483-р "Об утверждении "Методических рекомендаций по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации"

• Письмо Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 10 августа 2004 г. N 25-06/17265 О направлении памятки по вопросу определения и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

• Курс уголовного права. Том 4. Особенная часть (под ред. доктора юридических наук, профессора Г.Н.Борзенкова и доктора юридических наук, профессора В.С.Комиссарова) - М.: ИКД "Зерцало-М", 2002

• Проблемы лицензирования деятельности по переработке лома и отходов цветных и черных металлов (А.В. Киц, "Законодательство и экономика", N 1, январь 2003 г.)

 

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

 

·         охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

·         научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

·         использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

·         комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

·         использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

·         доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

·         участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

 

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

 

·         разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

·         проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

·         осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

·         организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами;

·         определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

·         лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

·         установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

·         осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

·         организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

·         обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;

·         определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения;

·         обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

·         осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

·         осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий;

·         определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий.

 

Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами

 

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

·         проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

·         разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами.

·         Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами. (статья 7 утратила силу

 

Требования к транспортированию опасных отходов

 

1. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

·         наличие паспорта опасных отходов;

·         наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

·         соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

·         наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами

 

1. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляют федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

2. Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами включает в себя:

·         контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требований в области обращения с отходами;

·         контроль за соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;

·         контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в области обращения с отходами;

·         контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

·         контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;

·         контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

·         контроль за достоверностью предоставляемой информации в области обращения с отходами и отчетности об отходах;

·         выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;

·         привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Производственный контроль в области обращения с отходами

 

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

 

Общественный контроль в области обращения с отходами

 

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 

      Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

 

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

     Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами

1. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Исковые требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, рассматриваются судом.

 

Распоряжение МПР РФ от 2 декабря 2002 г. N 483-р

"Об утверждении "Методических рекомендаций по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории Российской Федерации"

 

     Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание практической помощи структурным подразделениям центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации и его территориальным органам, экспертным учреждениям и отдельным экспертам, привлекаемым к рассмотрению материалов и документов на получение лицензии, в целях обеспечения единообразного применения положений законодательства Российской Федерации в области обращения с опасными отходами. Положения Методических рекомендаций основаны на ниже перечисленных нормативных правовых актах.

2. Перечень нормативных правовых актов, используемых при осуществлении лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами

1. Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г.

2. Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 670 "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением".

4. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

5. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 нюня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами".

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров РСФСР, Правительства РСФСР и Правительства Российской Федерации, касающихся государственной регистрации юридических лиц".

12. Приказ МПР России от 15.06.2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (согласно заключению Минюста России от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД в государственной регистрации не нуждается).

13. Приказ МПР России от 11 марта 2002 г. N 115 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2002 г., регистрационный N 3553).

14. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 27 ноября 1997 г. N 527 "О федеральном классификационном каталоге отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 1997 г., регистрационный N 1445).

15. Приказ МПР России от 18 июля 2002 г. N 451 "О лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами" (согласно заключению Минюста России от 22 августа 2002 г. N 07/7963-ЮД в государственной регистрации не нуждается) {о разграничении полномочий между МПР России и его территориальными органами в части лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами}.

16. Приказ МПР России от 11 октября 2002 г. N 663 "О форме документа, подтверждающего наличие лицензии (бланка лицензии), на деятельность по обращению с опасными отходами".

 

Лицензированию подлежит деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов I - IV классов опасности для окружающей природной среды (далее - ОПС), в том числе опасных отходов, образующихся в процессе производственной деятельности соискателя лицензии. Деятельность по обращению с отходами V класса опасности для ОПС подлежит лицензированию в случае, если указанные отходы обладают следующими опасными свойствами - токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или содержат возбудителей инфекционных болезней.*

* Лицензии выдаются МПР России и его территориальными органами в субъектах Российской Федерации (далее - лицензирующий орган) соискателям лицензии по месту получения ими положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами:

- лицензии выдаются центральным аппаратом МПР России в случае, когда указанные материалы являются объектом государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне;

- лицензии выдаются территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации в случае, когда указанные материалы являются объектом государственной экологической экспертизы, проводимой на уровне субъекта Российской Федерации.

 

ЛИЦЕНЗИЯ

- наименование лицензирующего органа;

- наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;

- фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

- лицензируемый вид деятельности;

- срок действия лицензии;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- номер лицензии;

- дата принятия решения о предоставлении лицензии.

 

Порядок лицензирования

 

Для получения лицензии соискатель лицензии в соответствии с п.4 Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340 представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии (Приложение 5);

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копии документов, подтверждающих, соответствующую лицензионным требованиям и условиям, профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами (Приложение 6);

е) положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами (Приложение 9).

Документы на рассмотрение представляются в картонном скоросшивателе с описью всех материалов, находящихся в нем (страницы пронумерованы, в описи проставлено количество страниц по каждому документу).

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

 

Приложение 9

 

Рекомендации по порядку рассмотрения экологического обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами

 

Рассматриваемые на государственной экологической экспертизе (далее - ГЭЭ) материалы должны удовлетворять требованиям Федерального закона "Об экологической экспертизе", Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 340, Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698 и Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 16 марта 2000 г. N 372, который зарегистрирован в Минюсте России 4 июля 2000 г. регистрационный N 2302.

В рассматриваемых на ГЭЭ материалах обосновывается готовность соискателя лицензии обеспечить выполнение лицензионных требований и условий осуществления деятельности по обращению с опасными отходами.

 

Материалы обоснования имеют примерно следующее содержание:

 

1. Краткая общая характеристика хозяйственной деятельности соискателя лицензии и характеристика деятельности, подлежащей лицензированию (деятельности, в процессе которой образуются опасные отходы, деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).

2. Сведения об опасных отходах, находящихся в обращении (намечаемых к обращению): происхождение, перечень, количество, агрегатное состояние, опасные свойства, класс опасности и обоснование отнесения отходов к определенному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511 (согласно заключению Минюста России от 24 июля 2001 г. N 07/7483-ЮД приказ в государственной регистрации не нуждается), или в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Представляются копии паспортов отходов, выданных производителю отхода территориальным органом Госкомэкологии России или МПР России в соответствии с приложением к приказу Госкомэкологии России от 27 ноября 1997 г. N 527 "О федеральном классификационным каталогом  отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 1997 г., регистрационный N 1445).

3. Характеристика условий и способов обращения с отходами, описание технологических схем обращения с отходами (способы транспортирования, складирования, использования, обезвреживания, размещения; конечные продукты обращения; описание действий в условиях чрезвычайных (аварийных) ситуаций). Сведения о предприятии, в части наличия необходимых для осуществления деятельности по обращению с опасными отходами сооружениях, технических средствах, оборудовании, объектах размещения отходов, средствах контроля и измерений, а также:

- место размещения, состав предприятия, наличие проекта предприятия, утвержденного в установленном порядке;

- применяемое оборудование, его производственные мощности;

- наличие очистных сооружений, их мощности и другие характеристики;

- размер санитарно-защитной зоны.

4. Оценка воздействия деятельности по обращению с опасными отходами на окружающую среду:

- описание возможных видов воздействия на окружающую среду;

- описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой деятельностью, в необходимых случаях - сведения о программе и результатах мониторинга окружающей среды;

- сведения о фактических выбросах, сбросах (стоках) и отходах, подлежащих размещению или передаче другому собственнику, образующихся в результате деятельности по обращению с опасными отходами, подтверждение о передаче опасных отходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами (или действующую лицензию на утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов (кроме радиоактивных) (в виде договоров и т.п.);

- меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой деятельности;

- материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности;

- для действующих предприятий - сведения о наличии проектов предельно допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования и лимитов размещения отходов и соответствующие разрешения на выбросы, сбросы.

5. Сведения о наличии профессиональной подготовки у лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.

6. Сведения о том, какими международными договорами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственными стандартами в области обращения с отходами, правилами, нормами и требованиями, регламентирующими безопасное обращение с отходами, необходимо руководствоваться соискателю лицензии при осуществлении своей деятельности, и как он обеспечивает выполнение содержащихся в этих документах требований.

К материалам, рассматриваемым на ГЭЭ, должны быть приложены, требуемые статьей 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе", необходимые положительные заключения и (или) документы согласований с органами федерального надзора и контроля, а также органами местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а именно:

- заключения (согласования) территориальных органов МПР России, МЧС России, государственной противопожарной службы МЧС России, государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации (необходимость согласования материалов с теми или иными органами федерального надзора и контроля определяется конкретным содержанием деятельности, применяемым оборудованием и др.);

а также

- заключения федеральных органов исполнительной власти по объектам хозяйственной деятельности, связанным с обращением с опасными отходами, в случае их рассмотрения указанными органами, и заключения общественной экологической экспертизы, в случае ее проведения;

- в случае проведения экологического аудита деятельности соискателя лицензии - копия аудиторского заключения.

Материалы экологического обоснования рассматриваются подразделением государственной экологической экспертизы в территориальных органах МПР России, когда деятельность соискателя лицензии по обращению с опасными отходами осуществляется в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а в части транспортирования отходов II - V классов опасности осуществляется и за пределами территории субъекта Российской Федерации.

Материалы экологического обоснования рассматриваются Департаментом государственной экологической экспертизы и нормирования качества окружающей природной среды МПР России, когда деятельность соискателя лицензии по обращению с опасными отходами в части образования, сбора, использования, обезвреживания, размещения отходов, а также транспортирования чрезвычайно опасных (I класса опасности) отходов осуществляется в двух и более субъектах Российской Федерация, а также в случаях, когда профильная деятельность соискателя лицензии по обращению с опасными отходами, обладающими очень высокой степенью воздействия на окружающую среду и человека, осуществляется на объектах хозяйственной деятельности, находящихся в ведении Российской Федерации.

 

тел.: (812) 322-97-57,
тел/факс: 327-78-18
                 322-97-45


197101, г. Санкт-Петербург,
ул. Рентгена, д. 7А

Бетонный завод в Петербурге
Copyright © by PetroEcology, 2024
Дизайн - Значко Илья



Яндекс.Метрика